Погрузчик, самоходная (гусеничная или колесная) подъемно-транспортная машина для погрузки, разгрузки и штабелирования грузов. Погрузчики непрерывного действия имеют цепные и скребковые конвейеры, на которые груз подается загребающими лапами, роторными или винтовыми питателями. Погрузчики циклического действия оснащены вилочными захватами, ковшами, бадьями и т. п.
Вилочный погрузчик с противовесом (англ. counter-balanced forklift truck) — вид специального складского напольного транспорта, предназначенного для поднятия, перемещения, разгрузки, погрузки, складирования (штабелирования) различных грузов, при помощи вил или других рабочих приспособлений (навесного оборудования).
Современный вилочный погрузчик появился примерно в 20-х годах прошлого столетия силами сразу нескольких американских и европейских компаний, ведущих независимые разработки погрузчиков. Определенный толчок развитию этой отрасли дала Первая мировая война, во время которой недостаток рабочей силы привел к тому, что сразу несколько европейских разработчиков начали независимо вести разработки техники для складских операций в частности погрузчиков. Предшественником промышленных погрузчиков считается машина компании Clark Equipment для перевозки песка.
В настоящее время разработано и используется огромное количество различных моделей и модификаций погрузчиков. При этом не существует единой общепринятой классификации погрузчиков. Наиболее систематизированной является классификация ITA, согласно которой:
Класс I — Электрические погрузчики (электро- погрузчики, аккумуляторные погрузчики)
Класс II — Техника для работы в узких проходах. Сюда относятся более специализированные погрузчики, такие как ричтраки, боковые погрузчики.
Класс III — Штабелеры и тележки (это не совсем погрузчики но используются для малых грузов).
Класс IV — Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с цельнолитыми шинами
Класс V — Погрузчики с двигателем внутреннего сгорания с пневматическими шинами
Класс VI — Транспортеры
Класс VII — «Внедорожные» погрузчики всех типов (то есть погрузчики предназначенные для работы в сложных дорожных условиях и на тяжелых покрытиях)
Эта классификация не отражает некоторых специфических характеристик, поэтому на сегодняшний день далеко не все производители погрузчиков следуют ей в публичных предложениях. Кроме того, для некоторых классов и разновидностей погрузчиков в русском языке часто используют отдельные прижившиеся наименования, такие как: штабелёр, гидравлическая тележка, ричтрак (с англ. reach truck).
Выбирая, погрузчик, в первую очередь стоит обратиться к его техническим характеристикам и стоимости. В этом разделе статьи мы попытаемся кратко изложить подход к выбору погрузчика.
По типу двигателя – различают погрузчики (дизельные или работающие на газе/бензине)
Погрузчики приводит в действие двигатель внутреннего сгорания. Широкое применение они находят, прежде всего, вследствие невысокой стоимости по сравнению с электро - погрузчиками. Немаловажное их достоинство состоит в том, что они не требуют постоянной подзарядки, однако при этом есть и минусы - такие погрузчики, как правило, шумят и нагреваются при работе. Особенно это касается дизельных погрузчиков. Кроме того, существует проблема выхлопных газов – при работе в помещении загазованность значительно затрудняет производственный процесс. Поэтому дизельные, газовые и бензиновые погрузчики предназначены для погрузочно-разгрузочных работ на открытом воздухе, или, в крайнем случае, в хорошо проветриваемых помещениях. Дизельные погрузчики при работе в закрытых помещениях должны быть оснащены каталитическими нейтрализаторами отработанных газов. Однако катализаторы, хотя и стоят дорого, довольно быстро выходят из строя, тем более при использовании некачественного топлива. Бензиновые погрузчики могут обойтись без таких нейтрализаторов или дополнительно укомплектованные газобаллонным оборудованием.